Skip to main content

История Музыки. Средневековье

Средневековье. Период: 500-1500 гг.

Когда в V веке н.э. Римская империя пала под натиском варваров, в Европе наступила эра мистики и религии. Говоря о религии, влияние церкви было огромно, это был господствующий орган власти, задававший, как жизненные, так и музыкальные ориентиры.

Музыка существовала задолго до появления христианства, однако, неким “учением” или “дисциплиной” она становится в период Средневековья, поскольку это время зарождения нотации, структуры, склада и музыкальной теории, как таковой.

Бог, Человек и Музыка

В средние века считалось, что музыка имеет духовную функцию, она обеспечивает прямое общение человека с Богом (простому смертному такой вид “общения” был доступен во время литургии).

Не знаю, уместно ли назвать литургию жанром для простоты восприятия, но скажем так - этот жанр был популярен в Средневековой Европе, доминировало же в нём Григорианское Пение.

Григорианское пение

Это литургическое пение на латинском языке, мелодия которого исполнялась монахами в унисон. Для Григориансокго пения характерны:

Человеком, создавшим Cantus Gregorianus (Григорианский хорал) был Папа Григорий I Великий (собственно название хорала происходит от его имени). Григорий I реформировал литургию, сам писал для неё мелодии; он основал школу певчих Schola Cantorum в Риме. Ещё один из его вкладов в развитие музыки - это расширение системы амвросианских ладов.

Вообще, чтобы понимать, Римская Церковь заимствовала культурные достижения Востока, но поскольку на тот момент Запад был менее образован, чем Восток, то необходимо было упростить музыкальное письмо, систему гласов и т.д. Это сделал Святой Амвросий (выдающийся церковный деятель Средневековья, поэт и музыкант). Он заимствовал из Антиохии духовную музыку, в основе которой лежало 4 лада: дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский и составил первый антифонарий. В дальнейшем Григорий I возьмёт 4 амвросианских лада и добавит к ним ещё 4.

К концу VIII - IX века складывается система церковных ладов средневековья: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийский, лидийский, гиполидийский, миксолидийский и гипомиксолидийский.

Нотация

Естественно, нотации, какой мы её видим в наши дни, в то время просто не существовало. Мелодия училась на слух, что сильно тормозило процесс изучения музыкального материала, к тому же, такого рода “впевание” было жутко неудобным. Но всё же, существовали так называемые невмы (neumes), представляющие собой греческие или римские грамматические знаки, которые показывали направление мелодии вверх или вниз. Например:

Вот такой знак - / (acutus), показывал направление мелодии вверх;

Такой знак - \ (gravis), обозначал движение мелодии вниз.

Такой вид нотации сформировался приблизительно к IX веку. А во второй четверти XI века происходит самый настоящий прорыв - появляется система сольмизации (каждая ступень лада получает своё название). Эта музыкальная революция произошла благодаря Гвидо д’Ареццо.

Гвидо д’Ареццо (990). Выдающих итальянский теоретик музыки, блестящий музыкант и превосходный педагог своего времени; монах-бенедиктинец.

Гвидо д’Ареццо взял католический гимн Иоанну Крестителю “Ut queant laxis” и на его основе, используя первые слоги следующей строфы гимна:

    Ut queant laxis

    resonare fibris,

    Mira gestorum

    famuli tuorum,

    Solve polluti

    labii reatum,

    Sancte Iohannes.

Создал такой звукоряд: ut, re, mi, fa, sol, la. (Как вы понимаете, в дальнейшем UT было заменено на ДО) Ещё один важный вклад Гвидо д'Ареццо в музыку - это изобретение четырёхлинейной системы.

В конце XIII - начале XIV века мелодия от монодической структуры движется в сторону полифонической. Вообще, для XIII века многоголосие было явлением не новым, в нотных образцах IX - XI века были зафиксированы примеры двухголосного пения, где голоса движутся параллельно друг другу в интервалах: кварта, квинта, или октава.

Светская музыка

Влияние церкви было огромно - это факт, однако, музыка была неотъемлемой частью не только богослужений, но и повседневной жизни человека в целом, например, во время сбора урожая, на свадьбах, похоронах, во время городских гуляний и т.д.

Светская музыка - это музыка ни разу не церковная, и понятно, что создавалась она вовсе не для богослужений. Хотя, я больше, чем уверена, что, услышав словосочетание “светская музыка” многие из вас тут же представят королевский двор, бал, пир и т.п., и окажутся правы, как и те, кто сразу же подумает о трубадурах.

Искусство трубадуров зародилось в Провансе, в XII веке. По большей части, трубадурами были выходцы из знатных семей, они владели музыкальной грамотой, были хорошо образованы, что позволяло им создавать сложные по форме музыкально-поэтические произведения. Основной темой таких произведений была куртуазная любовь. НО! Надо понимать, что “трубадурство” - это три периода развития: докуртуазный, куртуазный и (как я называю) морально-дидактический. Коротко о куртуазном периоде:

В куртуазный период появляется культ “прекрасной дамы”, творчество трубадуров становится индивидуальным, у него появляются свои сюжеты, свои напевы, эстетика. Куртуазная любовь - это обожание и трепет, любовь к женщине, с которой (в силу определённых обстоятельств) мужчина не может быть вместе. Я бы даже сказала, что куртуазная любовь - это намеренно целомудренное чувство.

Были музыканты и из “простого” народа, беглые монахи.

Были музыканты оседлые. Они исполняли функции придворного музыканта, получая жалованье и крышу над головой. Также, все мы знаем, что были и странствующие музыканты, которые переходили из города в город.

Расцвет светской музыки в Средневековье приходится на период, который носит название Ars Nova (Новое искусство), период с 1320 до 1400. Именно, тогда утвердились новые принципы ритмического деления и голосоведения, новые ладовые системы (альтерация, ладовые тяготения), новые жанры. Однако, понятия лад и звукоряд, по-прежнему оставались понятиями идентичными.

В каждой энциклопедии или книге по истории музыки вы прочтёте, что ярким представителем Ars Nova был французский поэт и композитор Гийом де Машо. Кстати, его же называют последним трувером. О Гиойме де Машо я как-нибудь напишу отдельный ресёрч.

В заключении

Хочу пару слов сказать о мотете. Мотет - это жанр зрелого Средневековья. В XIII веке создавалось большое количество мотетов, они были, как духовные, так и светские. Мотет - это произведение вокальное, многоголосое, полифонического склада.

В большинстве энциклопедий о мотете пишут, как об уникальном жанре, который зародился в Средневековье, и гармонично существовал в последующие эпохи: Ренессанс, Барокко. Я ещё буду упоминать мотет в своих дальнейших ресёрчах, кстати, рекомендую послушать “O Maria, maris stella” - чудесный пример средневекового духовного мотета.


Источники:

  • Гончарук А.Ю. “Социально-педагогические основы теории и истории музыкального искусства”
  • Mark Everist “Medieval Music”
  • Iain Fenlon Early Music History: Studies in Medieval and Early Modern Music
  • Елена Федорович “История музыкального образования”
  • З.И Глядешкина “Теоретические проблемы музыки французского барокко”


Автор: Алисия Холайнен (Musique de Cour)


Comments

Popular posts from this blog

Жан-Батист Люлли и Людовик XIV

Наша история начинается в эпоху, которую называют Grand siecle (большой век) - время расцвета Франции, время абсолютной монархии. Всё началось в 1653, когда 21-летний Жан-Батист Люлли познакомился с Людовиком XIV. Вместе, будущий Великий Король Франции и Великий Композитор танцевали в балете ночи, “Ballet Royal de la nuit”, поставленному в честь победы короля над Фрондой. В этом балете Людовик XIV играл солнце, а у Жана-Батиста было целых три роли: нищий, солдат и одна из Трёх Граций. Эта встреча послужила началом долгого и тесного сотрудничества, которое продлилось 30 лет. Людовик XIV очень ценил Люлли, а сам композитор, был предан королю; Люлли любил своего короля и в последующие 30 лет он сделал всё, чтобы послужить его Величию. Два месяца спустя, после балета ночи, Людовик XIV назначил Жана-Батиста композитором камерной музыки, и несмотря на то, что эта была весьма скромная должность, она стала отличным стартом для карьеры Люлли. Судя по воспоминаниям современников Л...

Расцвет инструментальной музыки

Инструментальная музыка имела очень богатую историю, но до определённого времени она не рассматривалась композиторами, как отдельный жанр, т.к. на тот момент в мире господствовала музыка вокальная, и роль музыкальных инструментов заключалась в том, чтобы “поддержать” певца и не дать ему выпасть из тональности. Инструментальной музыке понадобилось 150 лет для того, чтобы её признали, как отдельный жанр и отдельный предмет. Случилось это благодаря 5 основным факторам: Композиторы открыли индивидуальность музыкальных инструментов Популярность танца Универсальность лютни Изобретение новых инструментов Музыкальные эксперименты композиторов Как было замечено ранее, инструментальная музыка зародилась задолго до эпохи Возрождения, однако, она не существовала отдельно от вокальной музыки. В эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, музыкальные инструменты играли ту же мелодию, что пел певец. Музыкальный инструмент не рассматривался, как ключевой, индивидуальный компон...

Флорентийская Камерата

Флорентийская Камерата. Слово, воплощённое в музыке Практически в любой энциклопедии, статья о Флорентийской камерате начинается так - это было содружество поэтов, философов, музыкантов, которые стремились воплотить древнегреческую музыку в современной, на тот момент, итальянской музыке. Однако, если копать глубже, то становится ясно, что чёткого представления, как на самом деле звучала древнегреческая музыка , члены Камераты не имели. Были, конечно, сохранившиеся старинные описания, но они не давали чётких объяснений. Исходя, из этих записей можно было предполагать: а) поэт (он же певец) читал свои стихи нараспев, под сопровождение музыки б) певец пропевал текст в свободном ритме, при этом, это также сопровождалось музыкой (но не будем забывать о том, что и в Древней Греции был хор). Итак, Италия, XVI век - в музыке того времени господствует, главным образом, полифония . Камерата считает полифоническую музыку “лишённой чуда”, т.к. в ней отсутствует ясный и понятный слог....