Skip to main content

Последняя песня Анны Болейн

Плач Анны Болейн, “О смерть, дай мне уснуть”.

Наша история начинается в лондонском Тауэре (год 1536), где, как говорит легенда, Анна Болейн накануне своей казни написала поэму “О смерть, дай мне уснуть”. Анна была центральной фигурой английской реформации, и её короткое, но яркое царствование не могло не будоражить воображение поэтов и людей из разных сословий королевства. Даже в наше время Анна Болейн вызывает большой интерес у народа: о ней снимается кино, пишутся книги, а итальянский композитор Доницетти написал о ней целую оперу (первая постановка: Милан, 26 декабря 1830).

“О смерть, дай мне уснуть” - это по сути лютневая песня. В то время, чтобы написать нечто подобное нужно было иметь определённые знания и навыки в создании поэзии и музыки, ведь и то, и другое подчинялось определённым правилам и структуре, которые изучались музыкантами и поэтами той эпохи. Обладала ли Анна Болейн этими знаниями? Спорный вопрос, потому как ни доказательств, ни опровержений этому нет. Однако, изучая “О смерть, дай мне уснуть”, можно с уверенностью сказать - она была написана опытным лютнистом (и поэтом).

В последние дни перед казнью, король Генрих VIII приказал усилить охрану в Тауэре, причина - у Анны были сподвижники, и как во дворце, так в самом Тауэре велись интриги. Когда Анну Болейн поместили в Тауэр, у неё не было ни бумаги, ни чернил, поэтому, как бы, казалось, она могла писать, находясь в заточении? Теоретически, могла, ибо письменные принадлежности могли пронести тайно.

Итак, первая теория - “О смерть, дай мне уснуть” написала Анна. Вторая теория - вполне возможно, что автором был Филип ван Вильдер, придворный музыкант и лютнист Генриха VIII. Ван Вильдер был очень грамотным музыкантом, в его творчестве просматривается влияние, как нидерландской, так и французской музыкальной школы.

Ещё одно предположение - это произведение могло принадлежать Елизавете I, Королеве Англии, дочери Генриха VIII и Анны Болейн, либо же её придворному музыканту Альфонсо Феррабоско Старшему, служившему при дворе Елизаветы I много лет.

Теорий много, и каждая из них, по сути, может оказаться верной. Не думаю, что когда-нибудь историки музыки найдут истину. В заключении, хочу сказать: строки из этой поэмы многократно цитировал Уильям Шекспир в своих пьесах, а 100 лет спустя музыка, сочинённая для этой поэмы, была использована Генри Пёрселлом.


Автор: Алисия Холайнен (Musique de Cour)

По мотивам исследования Voices of Music


Comments

Popular posts from this blog

Жан-Батист Люлли и Людовик XIV

Наша история начинается в эпоху, которую называют Grand siecle (большой век) - время расцвета Франции, время абсолютной монархии. Всё началось в 1653, когда 21-летний Жан-Батист Люлли познакомился с Людовиком XIV. Вместе, будущий Великий Король Франции и Великий Композитор танцевали в балете ночи, “Ballet Royal de la nuit”, поставленному в честь победы короля над Фрондой. В этом балете Людовик XIV играл солнце, а у Жана-Батиста было целых три роли: нищий, солдат и одна из Трёх Граций. Эта встреча послужила началом долгого и тесного сотрудничества, которое продлилось 30 лет. Людовик XIV очень ценил Люлли, а сам композитор, был предан королю; Люлли любил своего короля и в последующие 30 лет он сделал всё, чтобы послужить его Величию. Два месяца спустя, после балета ночи, Людовик XIV назначил Жана-Батиста композитором камерной музыки, и несмотря на то, что эта была весьма скромная должность, она стала отличным стартом для карьеры Люлли. Судя по воспоминаниям современников Л...

Расцвет инструментальной музыки

Инструментальная музыка имела очень богатую историю, но до определённого времени она не рассматривалась композиторами, как отдельный жанр, т.к. на тот момент в мире господствовала музыка вокальная, и роль музыкальных инструментов заключалась в том, чтобы “поддержать” певца и не дать ему выпасть из тональности. Инструментальной музыке понадобилось 150 лет для того, чтобы её признали, как отдельный жанр и отдельный предмет. Случилось это благодаря 5 основным факторам: Композиторы открыли индивидуальность музыкальных инструментов Популярность танца Универсальность лютни Изобретение новых инструментов Музыкальные эксперименты композиторов Как было замечено ранее, инструментальная музыка зародилась задолго до эпохи Возрождения, однако, она не существовала отдельно от вокальной музыки. В эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, музыкальные инструменты играли ту же мелодию, что пел певец. Музыкальный инструмент не рассматривался, как ключевой, индивидуальный компон...

Флорентийская Камерата

Флорентийская Камерата. Слово, воплощённое в музыке Практически в любой энциклопедии, статья о Флорентийской камерате начинается так - это было содружество поэтов, философов, музыкантов, которые стремились воплотить древнегреческую музыку в современной, на тот момент, итальянской музыке. Однако, если копать глубже, то становится ясно, что чёткого представления, как на самом деле звучала древнегреческая музыка , члены Камераты не имели. Были, конечно, сохранившиеся старинные описания, но они не давали чётких объяснений. Исходя, из этих записей можно было предполагать: а) поэт (он же певец) читал свои стихи нараспев, под сопровождение музыки б) певец пропевал текст в свободном ритме, при этом, это также сопровождалось музыкой (но не будем забывать о том, что и в Древней Греции был хор). Итак, Италия, XVI век - в музыке того времени господствует, главным образом, полифония . Камерата считает полифоническую музыку “лишённой чуда”, т.к. в ней отсутствует ясный и понятный слог....