Skip to main content

Лютневая песня

Поздний Ренессанс был весьма щедр на музыкальные открытия. Не припомню, когда ещё искусство было на таком подъёме, как в ту эпоху.

Лютневая песня стала популярна в XVI веке. Этим жанром увлекались дворы Франции, Италии, Англии и др. Существовало три разновидности лютневой песни:

  • Танцевальная песня (air a danser)
  • Застольная песня (air a boire)
  • Духовная песня (air spirituel)
Общей чертой всех этих песен был: гомофонно-гармонический склад фактуры и ведущая роль верхнего голоса.

По сути, лютневая песня, это сама песня (в прямом понимании этого слова), которая исполнялось под аккомпанемент лютни. Многие композиторы, писавшие в этом жанре, сами исполняли свои произведения, играя одновременно сразу две роли: аккомпаниатора и вокалиста. В наше время ситуация несколько изменилась, сейчас для лютневой песни нужны двое - лютнист и певица / певец.

Мелодия и поэзия - это две главные составляющие лютневой песни. Для вокалиста исполнение такой музыки подразумевает полное проживание текста и чёткое следование ритму; голоса, при этом, не должно быть много.

Что касается музыкальной нотации, лютнисты использовали табулатуру (табулатура фиксирует высоту звука, указывая “место пальца” на грифе).

В XVI веке музыка была неотъемлемой частью повседневной жизни. В богатых и знатных домах держались целые музыкальные ансамбли, которые состояли на официальной службе и получали жалованье. Однако, иметь свой собственный домашний ансамбль было дорогостоящим удовольствием, поэтому дома более скромного достатка обратили внимание на лютню. Так, было убито сразу два зайца, появилась возможность:

  • иметь своего личного музыканта;
  • урезать расходы на музыкальные увеселения.

Как и все эпохи, Ренессанс разделился на три периода: Ранний Ренессанс (1400 - 1467), Зрелый Ренессанс (1467 - 1534) и Поздний Ренессанс (1534 - 1600). Каждый из этих периодов сыграл важную роль в истории западноевропейской музыки, композиторы и теоретики музыки этой эпохи открыли новые жанры, подготовив благодатную почву для рождения Оперы.

Автор: Алисия Холайнен

  • Follow the Music with Musique de Cour


  • Comments

    Popular posts from this blog

    Жан-Батист Люлли и Людовик XIV

    Наша история начинается в эпоху, которую называют Grand siecle (большой век) - время расцвета Франции, время абсолютной монархии. Всё началось в 1653, когда 21-летний Жан-Батист Люлли познакомился с Людовиком XIV. Вместе, будущий Великий Король Франции и Великий Композитор танцевали в балете ночи, “Ballet Royal de la nuit”, поставленному в честь победы короля над Фрондой. В этом балете Людовик XIV играл солнце, а у Жана-Батиста было целых три роли: нищий, солдат и одна из Трёх Граций. Эта встреча послужила началом долгого и тесного сотрудничества, которое продлилось 30 лет. Людовик XIV очень ценил Люлли, а сам композитор, был предан королю; Люлли любил своего короля и в последующие 30 лет он сделал всё, чтобы послужить его Величию. Два месяца спустя, после балета ночи, Людовик XIV назначил Жана-Батиста композитором камерной музыки, и несмотря на то, что эта была весьма скромная должность, она стала отличным стартом для карьеры Люлли. Судя по воспоминаниям современников Л...

    Расцвет инструментальной музыки

    Инструментальная музыка имела очень богатую историю, но до определённого времени она не рассматривалась композиторами, как отдельный жанр, т.к. на тот момент в мире господствовала музыка вокальная, и роль музыкальных инструментов заключалась в том, чтобы “поддержать” певца и не дать ему выпасть из тональности. Инструментальной музыке понадобилось 150 лет для того, чтобы её признали, как отдельный жанр и отдельный предмет. Случилось это благодаря 5 основным факторам: Композиторы открыли индивидуальность музыкальных инструментов Популярность танца Универсальность лютни Изобретение новых инструментов Музыкальные эксперименты композиторов Как было замечено ранее, инструментальная музыка зародилась задолго до эпохи Возрождения, однако, она не существовала отдельно от вокальной музыки. В эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, музыкальные инструменты играли ту же мелодию, что пел певец. Музыкальный инструмент не рассматривался, как ключевой, индивидуальный компон...

    Флорентийская Камерата

    Флорентийская Камерата. Слово, воплощённое в музыке Практически в любой энциклопедии, статья о Флорентийской камерате начинается так - это было содружество поэтов, философов, музыкантов, которые стремились воплотить древнегреческую музыку в современной, на тот момент, итальянской музыке. Однако, если копать глубже, то становится ясно, что чёткого представления, как на самом деле звучала древнегреческая музыка , члены Камераты не имели. Были, конечно, сохранившиеся старинные описания, но они не давали чётких объяснений. Исходя, из этих записей можно было предполагать: а) поэт (он же певец) читал свои стихи нараспев, под сопровождение музыки б) певец пропевал текст в свободном ритме, при этом, это также сопровождалось музыкой (но не будем забывать о том, что и в Древней Греции был хор). Итак, Италия, XVI век - в музыке того времени господствует, главным образом, полифония . Камерата считает полифоническую музыку “лишённой чуда”, т.к. в ней отсутствует ясный и понятный слог....