Skip to main content

Лютневая песня

Поздний Ренессанс был весьма щедр на музыкальные открытия. Не припомню, когда ещё искусство было на таком подъёме, как в ту эпоху.

Лютневая песня стала популярна в XVI веке. Этим жанром увлекались дворы Франции, Италии, Англии и др. Существовало три разновидности лютневой песни:

  • Танцевальная песня (air a danser)
  • Застольная песня (air a boire)
  • Духовная песня (air spirituel)
Общей чертой всех этих песен был: гомофонно-гармонический склад фактуры и ведущая роль верхнего голоса.

По сути, лютневая песня, это сама песня (в прямом понимании этого слова), которая исполнялось под аккомпанемент лютни. Многие композиторы, писавшие в этом жанре, сами исполняли свои произведения, играя одновременно сразу две роли: аккомпаниатора и вокалиста. В наше время ситуация несколько изменилась, сейчас для лютневой песни нужны двое - лютнист и певица / певец.

Мелодия и поэзия - это две главные составляющие лютневой песни. Для вокалиста исполнение такой музыки подразумевает полное проживание текста и чёткое следование ритму; голоса, при этом, не должно быть много.

Что касается музыкальной нотации, лютнисты использовали табулатуру (табулатура фиксирует высоту звука, указывая “место пальца” на грифе).

В XVI веке музыка была неотъемлемой частью повседневной жизни. В богатых и знатных домах держались целые музыкальные ансамбли, которые состояли на официальной службе и получали жалованье. Однако, иметь свой собственный домашний ансамбль было дорогостоящим удовольствием, поэтому дома более скромного достатка обратили внимание на лютню. Так, было убито сразу два зайца, появилась возможность:

  • иметь своего личного музыканта;
  • урезать расходы на музыкальные увеселения.

Как и все эпохи, Ренессанс разделился на три периода: Ранний Ренессанс (1400 - 1467), Зрелый Ренессанс (1467 - 1534) и Поздний Ренессанс (1534 - 1600). Каждый из этих периодов сыграл важную роль в истории западноевропейской музыки, композиторы и теоретики музыки этой эпохи открыли новые жанры, подготовив благодатную почву для рождения Оперы.

Автор: Алисия Холайнен

  • Follow the Music with Musique de Cour


  • Comments

    Popular posts from this blog

    Франческа Куццони

    Франческа Куццони (2 апреля 1696 - 19 июня 1778) - одна из выдающихся оперных певиц эпохи барокко, звезда своего времени. Она родилась в Парме, в семье музыканта Анжело Куццони. Оперный дебют Куццони состоялся в 1718 году, в Венеции, где она исполнила партию Далинды в опере Поллароло «Ариоданте». Из воспоминаний современников певицы, Франческа была совсем непривлекательной девушкой, но обладала чудесным голосом. Говорят, особенно хорошо ей давалась кантилена. Несмотря на то, что на Куццони, как на певицу был спрос в её родной Италии, её реальная карьера началась в Лондоне, куда Франческу пригласил сам маэстро Гендель, предложив ей не только роль в своей опере, но и отличный контракт, где был прописан весьма привлекательный по тем временам гонорар. Францеска Куццони дебютировала в опере Генделя «Оттон», в январе 1723, где она пела партию Феофано (робкая и нежная девушка, которая превращается в разгневанную фурию, когда начинает подозревать Оттона в измене) . Куццони остава...

    Расцвет инструментальной музыки

    Инструментальная музыка имела очень богатую историю, но до определённого времени она не рассматривалась композиторами, как отдельный жанр, т.к. на тот момент в мире господствовала музыка вокальная, и роль музыкальных инструментов заключалась в том, чтобы “поддержать” певца и не дать ему выпасть из тональности. Инструментальной музыке понадобилось 150 лет для того, чтобы её признали, как отдельный жанр и отдельный предмет. Случилось это благодаря 5 основным факторам: Композиторы открыли индивидуальность музыкальных инструментов Популярность танца Универсальность лютни Изобретение новых инструментов Музыкальные эксперименты композиторов Как было замечено ранее, инструментальная музыка зародилась задолго до эпохи Возрождения, однако, она не существовала отдельно от вокальной музыки. В эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, музыкальные инструменты играли ту же мелодию, что пел певец. Музыкальный инструмент не рассматривался, как ключевой, индивидуальный компон...

    Рамо. Арии для сопрано

    Ария «Aux langueurs d'Apollon Daphne se réfusa» — опера Platée Ария «Quand l'aquilon fougueux» — опера Dardanus (prologue) Ария «Tendre amour» — опера Anacreon (scene 3) Ария «Feuillages verts naissez» — опера Les Indes Galantes Ария «Regnez» — опера Les Indes Galantes Автор: Алиса Холайнен