Skip to main content

Гендель в Ирландии

В Дублине творчество Маэстро Генделя было хорошо известно публике. Там периодически звучали произведения композитора, включая некоторые из ораторий, церковные произведения.

Мы помним, что последняя опера Генделя “Деидамия” (премьера - 10 января 1741) - провалилась. Именно, эта неудача послужила причиной тому, что в 1741 Гендель принял приглашение провести следующий концертный сезон в Дублине.

Приглашал Маэстро в Дублин генерал-губернатор Ирландии - лорд Уильям Кавендиш, герцог Девонширский (1698-1755). Лорд Кавендиш был большим поклонником творчества Генделя, вероятно, он неоднократно встречался с композитором во время своих поездок в Лондон.

Примерно 4 ноября Гендель отправился в Ирландию; 18 ноября он прибыл в Дублин. Дублинская публика приняла композитора с большим восторгом. Местная газета в весьма пышных фразах писала о предстоящих концертах Генделя, делая акцент на том, что средства от некоторых из концертов пойдут на благотворительные цели.

***Поскольку, Уильям Кавендиш помимо политики, также занимался благотворительностью и меценатством, он договорился с композитором на благотворительные концерты.

Генделевские концерты в Ирландии проходили с большим успехом. Первым произведением, открывшим серию концертов в Дублине, стала оратория “Весёлый, Задумчивый и Умеренный”. Публике были также предложены: “Ацис и Галатея” вкупе с “Одой ко дню святой Цецилии”, оратория “Эсфирь”, оратория “Празднество Александра” и предпоследняя, написанная композитором опера, “Гименей”.

Одним из важнейший событий для Генделя в Дублине стала премьера его оратории “Мессия”, которая состоялась 13 апреля 1742. Изначально, по договорённости, в генеделевской оратории должны были объединиться хоры церкви Креста и собора Святого Патрика, но Джонатан Свифт (настоятель собора Святого Патрика), категорически запретил своему хору участвовать в “Мессии” Генделя, хотя изначально, он давал на то своё согласие. Почему вдруг Свифт поменял своё решение? Ну, тут могло быть три причины:

  • 1) У настоятеля был очень скудный вкус в музыке, если не сказать, что он вообще отсутствовал;
  • 2) На старости лет, он вдруг стал рьяным пуританином, а как известно, пуритане не особо жаловали развлечения, как музыкальные, так и театральные;
  • 3) Свифт просто помутился рассудком после пережитого инсульта.
Но всё же Свифта удалось уговорить, и в итоге он сменил гнев на милость, позволив своему хору петь в оратории Генделя.

Гендель покинул Ирландию 13 августа 1742 года, проведя там 10 прекрасных месяцев. Дублинская публика очень полюбила Генделя. Также в Ирландии Маэстро заработал много денег, хотя это не было его целью, обрёл новых друзей и поклонников, включая Джонатана Свифта, который сначала был настроен весьма неблагосклонно, но в итоге, был очарован музыкой композитора.


Автор: Алиса Холайнен

Comments

Popular posts from this blog

Жан-Батист Люлли и Людовик XIV

Наша история начинается в эпоху, которую называют Grand siecle (большой век) - время расцвета Франции, время абсолютной монархии. Всё началось в 1653, когда 21-летний Жан-Батист Люлли познакомился с Людовиком XIV. Вместе, будущий Великий Король Франции и Великий Композитор танцевали в балете ночи, “Ballet Royal de la nuit”, поставленному в честь победы короля над Фрондой. В этом балете Людовик XIV играл солнце, а у Жана-Батиста было целых три роли: нищий, солдат и одна из Трёх Граций. Эта встреча послужила началом долгого и тесного сотрудничества, которое продлилось 30 лет. Людовик XIV очень ценил Люлли, а сам композитор, был предан королю; Люлли любил своего короля и в последующие 30 лет он сделал всё, чтобы послужить его Величию. Два месяца спустя, после балета ночи, Людовик XIV назначил Жана-Батиста композитором камерной музыки, и несмотря на то, что эта была весьма скромная должность, она стала отличным стартом для карьеры Люлли. Судя по воспоминаниям современников Л...

Расцвет инструментальной музыки

Инструментальная музыка имела очень богатую историю, но до определённого времени она не рассматривалась композиторами, как отдельный жанр, т.к. на тот момент в мире господствовала музыка вокальная, и роль музыкальных инструментов заключалась в том, чтобы “поддержать” певца и не дать ему выпасть из тональности. Инструментальной музыке понадобилось 150 лет для того, чтобы её признали, как отдельный жанр и отдельный предмет. Случилось это благодаря 5 основным факторам: Композиторы открыли индивидуальность музыкальных инструментов Популярность танца Универсальность лютни Изобретение новых инструментов Музыкальные эксперименты композиторов Как было замечено ранее, инструментальная музыка зародилась задолго до эпохи Возрождения, однако, она не существовала отдельно от вокальной музыки. В эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, музыкальные инструменты играли ту же мелодию, что пел певец. Музыкальный инструмент не рассматривался, как ключевой, индивидуальный компон...

Флорентийская Камерата

Флорентийская Камерата. Слово, воплощённое в музыке Практически в любой энциклопедии, статья о Флорентийской камерате начинается так - это было содружество поэтов, философов, музыкантов, которые стремились воплотить древнегреческую музыку в современной, на тот момент, итальянской музыке. Однако, если копать глубже, то становится ясно, что чёткого представления, как на самом деле звучала древнегреческая музыка , члены Камераты не имели. Были, конечно, сохранившиеся старинные описания, но они не давали чётких объяснений. Исходя, из этих записей можно было предполагать: а) поэт (он же певец) читал свои стихи нараспев, под сопровождение музыки б) певец пропевал текст в свободном ритме, при этом, это также сопровождалось музыкой (но не будем забывать о том, что и в Древней Греции был хор). Итак, Италия, XVI век - в музыке того времени господствует, главным образом, полифония . Камерата считает полифоническую музыку “лишённой чуда”, т.к. в ней отсутствует ясный и понятный слог....