Skip to main content

Филипп II, герцог Орлеанский и его опера

Завоёванные территории, королевство, история, любовные похождения - это далеко не всё, что досталось нам от великих королей и герцогов. Многие правители были не только талантливыми политиками, полководцами, узурпаторами, они были также вполне себе хорошими композиторами. Например, Ричард I Львиное Сердце, Генрих VIII, Людовик XIII оставили нам в наследство некоторые из своих музыкальных произведений (причём последний создавал ещё и придворные балеты).

Свой вклад в музыку, как композитор, внёс и герцог Филипп II Орлеанский. Несколько слов о герцоге. На мой взгляд, он был красивым, а ещё очень образованным, талантливым и умным, как в вопросах искусства, так и в вопросах войны. Филипп II Орлеанский был сыном Филиппа I Орлеанского (родного брата короля, Людовика XIV) и Елизаветы Шарлотты Пфальцской. В детстве получил прекрасное образование, в том числе и музыкальное. Учителями герцога были: Андре Кампра, Шарль-Юбер Жерве, Антуан Форкре, композицию ему преподавал Марк-Антуан Шарпантье. Кстати, именно, Шарпантье помог Филиппу II написать его первую оперу “Philomèle” (“Филомела”, премьера оперы состоялась в личной резиденции герцога, в 1694).

16 июля 1705 года, в Palais Royal, в присутствии Людовика XIV, состоялась премьера второй оперы Филиппа Орлеанского - “Penthée” (Пенфей). Либретто написал маркиз Шарль-Огюст де ла Фар (в основу легли “Метаморфозы” Овидия). Следуя музыкальной традиции, заложенной Люлли, “Penthée” - 5 актная опера с прологом. Возможно, что опера герцога была дана второй раз - 8 мая 1706, уже в присутствии Дофина и принцессы Конти.

К сожалению, сегодня лирическая трагедия “Penthée” - это редкость. На моей памяти, она ставилась дважды: в 2018 силами CMBV в Версале и, кажется, в 1970-х (но тут я могу ошибаться).


Автор: Алиса Холайнен


Comments

Popular posts from this blog

Жан-Батист Люлли и Людовик XIV

Наша история начинается в эпоху, которую называют Grand siecle (большой век) - время расцвета Франции, время абсолютной монархии. Всё началось в 1653, когда 21-летний Жан-Батист Люлли познакомился с Людовиком XIV. Вместе, будущий Великий Король Франции и Великий Композитор танцевали в балете ночи, “Ballet Royal de la nuit”, поставленному в честь победы короля над Фрондой. В этом балете Людовик XIV играл солнце, а у Жана-Батиста было целых три роли: нищий, солдат и одна из Трёх Граций. Эта встреча послужила началом долгого и тесного сотрудничества, которое продлилось 30 лет. Людовик XIV очень ценил Люлли, а сам композитор, был предан королю; Люлли любил своего короля и в последующие 30 лет он сделал всё, чтобы послужить его Величию. Два месяца спустя, после балета ночи, Людовик XIV назначил Жана-Батиста композитором камерной музыки, и несмотря на то, что эта была весьма скромная должность, она стала отличным стартом для карьеры Люлли. Судя по воспоминаниям современников Л...

Расцвет инструментальной музыки

Инструментальная музыка имела очень богатую историю, но до определённого времени она не рассматривалась композиторами, как отдельный жанр, т.к. на тот момент в мире господствовала музыка вокальная, и роль музыкальных инструментов заключалась в том, чтобы “поддержать” певца и не дать ему выпасть из тональности. Инструментальной музыке понадобилось 150 лет для того, чтобы её признали, как отдельный жанр и отдельный предмет. Случилось это благодаря 5 основным факторам: Композиторы открыли индивидуальность музыкальных инструментов Популярность танца Универсальность лютни Изобретение новых инструментов Музыкальные эксперименты композиторов Как было замечено ранее, инструментальная музыка зародилась задолго до эпохи Возрождения, однако, она не существовала отдельно от вокальной музыки. В эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, музыкальные инструменты играли ту же мелодию, что пел певец. Музыкальный инструмент не рассматривался, как ключевой, индивидуальный компон...

Флорентийская Камерата

Флорентийская Камерата. Слово, воплощённое в музыке Практически в любой энциклопедии, статья о Флорентийской камерате начинается так - это было содружество поэтов, философов, музыкантов, которые стремились воплотить древнегреческую музыку в современной, на тот момент, итальянской музыке. Однако, если копать глубже, то становится ясно, что чёткого представления, как на самом деле звучала древнегреческая музыка , члены Камераты не имели. Были, конечно, сохранившиеся старинные описания, но они не давали чётких объяснений. Исходя, из этих записей можно было предполагать: а) поэт (он же певец) читал свои стихи нараспев, под сопровождение музыки б) певец пропевал текст в свободном ритме, при этом, это также сопровождалось музыкой (но не будем забывать о том, что и в Древней Греции был хор). Итак, Италия, XVI век - в музыке того времени господствует, главным образом, полифония . Камерата считает полифоническую музыку “лишённой чуда”, т.к. в ней отсутствует ясный и понятный слог....