Skip to main content

Филипп II, герцог Орлеанский и его опера

Завоёванные территории, королевство, история, любовные похождения - это далеко не всё, что досталось нам от великих королей и герцогов. Многие правители были не только талантливыми политиками, полководцами, узурпаторами, они были также вполне себе хорошими композиторами. Например, Ричард I Львиное Сердце, Генрих VIII, Людовик XIII оставили нам в наследство некоторые из своих музыкальных произведений (причём последний создавал ещё и придворные балеты).

Свой вклад в музыку, как композитор, внёс и герцог Филипп II Орлеанский. Несколько слов о герцоге. На мой взгляд, он был красивым, а ещё очень образованным, талантливым и умным, как в вопросах искусства, так и в вопросах войны. Филипп II Орлеанский был сыном Филиппа I Орлеанского (родного брата короля, Людовика XIV) и Елизаветы Шарлотты Пфальцской. В детстве получил прекрасное образование, в том числе и музыкальное. Учителями герцога были: Андре Кампра, Шарль-Юбер Жерве, Антуан Форкре, композицию ему преподавал Марк-Антуан Шарпантье. Кстати, именно, Шарпантье помог Филиппу II написать его первую оперу “Philomèle” (“Филомела”, премьера оперы состоялась в личной резиденции герцога, в 1694).

16 июля 1705 года, в Palais Royal, в присутствии Людовика XIV, состоялась премьера второй оперы Филиппа Орлеанского - “Penthée” (Пенфей). Либретто написал маркиз Шарль-Огюст де ла Фар (в основу легли “Метаморфозы” Овидия). Следуя музыкальной традиции, заложенной Люлли, “Penthée” - 5 актная опера с прологом. Возможно, что опера герцога была дана второй раз - 8 мая 1706, уже в присутствии Дофина и принцессы Конти.

К сожалению, сегодня лирическая трагедия “Penthée” - это редкость. На моей памяти, она ставилась дважды: в 2018 силами CMBV в Версале и, кажется, в 1970-х (но тут я могу ошибаться).


Автор: Алиса Холайнен


Comments

Popular posts from this blog

Франческа Куццони

Франческа Куццони (2 апреля 1696 - 19 июня 1778) - одна из выдающихся оперных певиц эпохи барокко, звезда своего времени. Она родилась в Парме, в семье музыканта Анжело Куццони. Оперный дебют Куццони состоялся в 1718 году, в Венеции, где она исполнила партию Далинды в опере Поллароло «Ариоданте». Из воспоминаний современников певицы, Франческа была совсем непривлекательной девушкой, но обладала чудесным голосом. Говорят, особенно хорошо ей давалась кантилена. Несмотря на то, что на Куццони, как на певицу был спрос в её родной Италии, её реальная карьера началась в Лондоне, куда Франческу пригласил сам маэстро Гендель, предложив ей не только роль в своей опере, но и отличный контракт, где был прописан весьма привлекательный по тем временам гонорар. Францеска Куццони дебютировала в опере Генделя «Оттон», в январе 1723, где она пела партию Феофано (робкая и нежная девушка, которая превращается в разгневанную фурию, когда начинает подозревать Оттона в измене) . Куццони остава

Рамо. Арии для сопрано

Ария «Aux langueurs d'Apollon Daphne se réfusa» — опера Platée Ария «Quand l'aquilon fougueux» — опера Dardanus (prologue) Ария «Tendre amour» — опера Anacreon (scene 3) Ария «Feuillages verts naissez» — опера Les Indes Galantes Ария «Regnez» — опера Les Indes Galantes Автор: Алиса Холайнен

Расцвет инструментальной музыки

Инструментальная музыка имела очень богатую историю, но до определённого времени она не рассматривалась композиторами, как отдельный жанр, т.к. на тот момент в мире господствовала музыка вокальная, и роль музыкальных инструментов заключалась в том, чтобы “поддержать” певца и не дать ему выпасть из тональности. Инструментальной музыке понадобилось 150 лет для того, чтобы её признали, как отдельный жанр и отдельный предмет. Случилось это благодаря 5 основным факторам: Композиторы открыли индивидуальность музыкальных инструментов Популярность танца Универсальность лютни Изобретение новых инструментов Музыкальные эксперименты композиторов Как было замечено ранее, инструментальная музыка зародилась задолго до эпохи Возрождения, однако, она не существовала отдельно от вокальной музыки. В эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, музыкальные инструменты играли ту же мелодию, что пел певец. Музыкальный инструмент не рассматривался, как ключевой, индивидуальный компон