Наша история начинается в эпоху, которую называют Grand siecle (большой век) - время расцвета Франции, время абсолютной монархии.
Всё началось в 1653, когда 21-летний Жан-Батист Люлли познакомился с Людовиком XIV. Вместе, будущий Великий Король Франции и Великий Композитор танцевали в балете ночи, “Ballet Royal de la nuit”, поставленному в честь победы короля над Фрондой. В этом балете Людовик XIV играл солнце, а у Жана-Батиста было целых три роли: нищий, солдат и одна из Трёх Граций.
Эта встреча послужила началом долгого и тесного сотрудничества, которое продлилось 30 лет. Людовик XIV очень ценил Люлли, а сам композитор, был предан королю; Люлли любил своего короля и в последующие 30 лет он сделал всё, чтобы послужить его Величию.
Два месяца спустя, после балета ночи, Людовик XIV назначил Жана-Батиста композитором камерной музыки, и несмотря на то, что эта была весьма скромная должность, она стала отличным стартом для карьеры Люлли.
Судя по воспоминаниям современников Люлли, композитор обладал весьма сложным характером, он был вспыльчив и дерзок, не терпел никаких других талантов, поэтому, каждый, кто мог затмить его, отсылался подальше от двора. То же самое можно сказать и о Людовике XIV, король не терпел никакой другой власти, он мыслил себя одним из самых величайших монархов Европы, сведущим в вопросах политики, искусства и моды.
В 1661 Людовик XIV назначил Жана-Батиста Люлли на должность суперинтенданта музыки во Франции. Для справки, эта должность делала Люлли властителем в мире музыки, отныне только Люлли мог задавать вкус и направление в музыкальном мире, одобрять или отклонять жанры, представления. Это также позволило Жану-Батисту создать особенный музыкальный стиль, который полностью отвечал вкусам короля. Речь о комедийном балете, жанр, созданный Жаном-Батистом Люлли и Жаном-Батистом Мольером.
Людовик XIV доверял Жану-Батисту Люлли, он видел в нём (как мы бы сказали в наше время) прекрасного менеджера, поэтому на композитора была возложена обязанность по организации королевских развлечений. В 1664 в Версале давалось первое пышное празднество - Забавы заколдованного острова, которое длилось шесть дней. Дирижёром и организатором всего мероприятия стал Люлли. Композитор поставил грандиозный спектакль на открытом воздухе: он написал сценарий и музыку, распределил роли, провёл репетиции, выставил мизансцены и декорации.
Люлли не был интриганом, и все привилегии и должности, которые были получены им при жизни, выдавались исключительно за его заслуги. Понятно, почему Людовик XIV хотел наградить своего любимчика и дворянским титулом, однако, от этой милости короля Люлли отказался, попросив у Его Величества вместо титула должность секретаря-советника короля. Что такое эта должность? Это быть правой рукой короля, консультантом в разных областях: внешняя политика, внутренняя политика, налоги, распределение доходов казны и т.п.
Несмотря на то, что Жан-Батист Люлли был женат и у него было шесть детей, он всё же (как говорили в то время) имел итальянские нравы. Слабостью Люлли были мужчины. За всё время своей службы при дворе, вокруг имени Люлли ни раз вспыхивали скандалы, французскому двору претили гомосексуальные наклонности композитора. Однако, все 30 лет король защищал Жана-Батиста. Отчасти, одной из причин было то, что брат Людовика XIV был гомосексуален, таким образом, защищая Люлли, король защищал и собственного брата. Но в 1682 разразился небывалый скандал, который положил конец дружбе короля и Люлли.
В 1682 весь королевский двор перебрался в Версаль. Вскоре, скоропостижно умирает королева, Мария Терезия Испанская, и Людовик XIV женится на мадам де Ментенон. Мадам де Ментенон была женщиной строгих взглядов, религиозна, ей были чужды театр и придворные увеселения. Вполне понятно, почему ей совсем не нравился Жан-Батист Люлли. Когда вокруг имени композитора разгорелся очередной скандал, его обвиняли в мужеложстве с его пажом Брюне, мадам де Ментенон внесла свою лепту в то, чтобы в этот раз Люлли ничего не сошло с рук.
Скандал и впрямь был небывалой силы, всё закончилось тем, что Люлли впал в немилость у короля, однако, это никак не отразилось на его карьере. Жан-Батист по-прежнему создавал прекрасные оперы-балеты, однако, король больше никогда не приходил послушать его музыкальные произведения. Люлли тяжело переживал эту ситуацию и расценивал её, как самую большую утрату своей жизни.
Люлли скончался 22 марта 1687.
Людовик XIV скончался 1 сентября 1715.
Не знаю, вспоминал ли Людовик XIV своего придворного композитора? Как он пережил известие о смерти Люлли? На эти вопросы ответов, увы, нет. Однако, и Люлли, и Король навсегда остались в истории Франции, как два солнца: солнце Абсолютной Монархии и Солнце Музыки.
Автор: Алисия Холайнен
Comments
Post a Comment