Skip to main content

Жан-Батист Люлли и Людовик XIV

Наша история начинается в эпоху, которую называют Grand siecle (большой век) - время расцвета Франции, время абсолютной монархии.

Всё началось в 1653, когда 21-летний Жан-Батист Люлли познакомился с Людовиком XIV. Вместе, будущий Великий Король Франции и Великий Композитор танцевали в балете ночи, “Ballet Royal de la nuit”, поставленному в честь победы короля над Фрондой. В этом балете Людовик XIV играл солнце, а у Жана-Батиста было целых три роли: нищий, солдат и одна из Трёх Граций.

Эта встреча послужила началом долгого и тесного сотрудничества, которое продлилось 30 лет. Людовик XIV очень ценил Люлли, а сам композитор, был предан королю; Люлли любил своего короля и в последующие 30 лет он сделал всё, чтобы послужить его Величию.

Два месяца спустя, после балета ночи, Людовик XIV назначил Жана-Батиста композитором камерной музыки, и несмотря на то, что эта была весьма скромная должность, она стала отличным стартом для карьеры Люлли.

Судя по воспоминаниям современников Люлли, композитор обладал весьма сложным характером, он был вспыльчив и дерзок, не терпел никаких других талантов, поэтому, каждый, кто мог затмить его, отсылался подальше от двора. То же самое можно сказать и о Людовике XIV, король не терпел никакой другой власти, он мыслил себя одним из самых величайших монархов Европы, сведущим в вопросах политики, искусства и моды.

В 1661 Людовик XIV назначил Жана-Батиста Люлли на должность суперинтенданта музыки во Франции. Для справки, эта должность делала Люлли властителем в мире музыки, отныне только Люлли мог задавать вкус и направление в музыкальном мире, одобрять или отклонять жанры, представления. Это также позволило Жану-Батисту создать особенный музыкальный стиль, который полностью отвечал вкусам короля. Речь о комедийном балете, жанр, созданный Жаном-Батистом Люлли и Жаном-Батистом Мольером.

Людовик XIV доверял Жану-Батисту Люлли, он видел в нём (как мы бы сказали в наше время) прекрасного менеджера, поэтому на композитора была возложена обязанность по организации королевских развлечений. В 1664 в Версале давалось первое пышное празднество - Забавы заколдованного острова, которое длилось шесть дней. Дирижёром и организатором всего мероприятия стал Люлли. Композитор поставил грандиозный спектакль на открытом воздухе: он написал сценарий и музыку, распределил роли, провёл репетиции, выставил мизансцены и декорации.

Люлли не был интриганом, и все привилегии и должности, которые были получены им при жизни, выдавались исключительно за его заслуги. Понятно, почему Людовик XIV хотел наградить своего любимчика и дворянским титулом, однако, от этой милости короля Люлли отказался, попросив у Его Величества вместо титула должность секретаря-советника короля. Что такое эта должность? Это быть правой рукой короля, консультантом в разных областях: внешняя политика, внутренняя политика, налоги, распределение доходов казны и т.п.

Несмотря на то, что Жан-Батист Люлли был женат и у него было шесть детей, он всё же (как говорили в то время) имел итальянские нравы. Слабостью Люлли были мужчины. За всё время своей службы при дворе, вокруг имени Люлли ни раз вспыхивали скандалы, французскому двору претили гомосексуальные наклонности композитора. Однако, все 30 лет король защищал Жана-Батиста. Отчасти, одной из причин было то, что брат Людовика XIV был гомосексуален, таким образом, защищая Люлли, король защищал и собственного брата. Но в 1682 разразился небывалый скандал, который положил конец дружбе короля и Люлли.

В 1682 весь королевский двор перебрался в Версаль. Вскоре, скоропостижно умирает королева, Мария Терезия Испанская, и Людовик XIV женится на мадам де Ментенон. Мадам де Ментенон была женщиной строгих взглядов, религиозна, ей были чужды театр и придворные увеселения. Вполне понятно, почему ей совсем не нравился Жан-Батист Люлли. Когда вокруг имени композитора разгорелся очередной скандал, его обвиняли в мужеложстве с его пажом Брюне, мадам де Ментенон внесла свою лепту в то, чтобы в этот раз Люлли ничего не сошло с рук.

Скандал и впрямь был небывалой силы, всё закончилось тем, что Люлли впал в немилость у короля, однако, это никак не отразилось на его карьере. Жан-Батист по-прежнему создавал прекрасные оперы-балеты, однако, король больше никогда не приходил послушать его музыкальные произведения. Люлли тяжело переживал эту ситуацию и расценивал её, как самую большую утрату своей жизни.

Люлли скончался 22 марта 1687.

Людовик XIV скончался 1 сентября 1715.

Не знаю, вспоминал ли Людовик XIV своего придворного композитора? Как он пережил известие о смерти Люлли? На эти вопросы ответов, увы, нет. Однако, и Люлли, и Король навсегда остались в истории Франции, как два солнца: солнце Абсолютной Монархии и Солнце Музыки.


Автор: Алисия Холайнен


Comments

Popular posts from this blog

Франческа Куццони

Франческа Куццони (2 апреля 1696 - 19 июня 1778) - одна из выдающихся оперных певиц эпохи барокко, звезда своего времени. Она родилась в Парме, в семье музыканта Анжело Куццони. Оперный дебют Куццони состоялся в 1718 году, в Венеции, где она исполнила партию Далинды в опере Поллароло «Ариоданте». Из воспоминаний современников певицы, Франческа была совсем непривлекательной девушкой, но обладала чудесным голосом. Говорят, особенно хорошо ей давалась кантилена. Несмотря на то, что на Куццони, как на певицу был спрос в её родной Италии, её реальная карьера началась в Лондоне, куда Франческу пригласил сам маэстро Гендель, предложив ей не только роль в своей опере, но и отличный контракт, где был прописан весьма привлекательный по тем временам гонорар. Францеска Куццони дебютировала в опере Генделя «Оттон», в январе 1723, где она пела партию Феофано (робкая и нежная девушка, которая превращается в разгневанную фурию, когда начинает подозревать Оттона в измене) . Куццони остава

Рамо. Арии для сопрано

Ария «Aux langueurs d'Apollon Daphne se réfusa» — опера Platée Ария «Quand l'aquilon fougueux» — опера Dardanus (prologue) Ария «Tendre amour» — опера Anacreon (scene 3) Ария «Feuillages verts naissez» — опера Les Indes Galantes Ария «Regnez» — опера Les Indes Galantes Автор: Алиса Холайнен

Расцвет инструментальной музыки

Инструментальная музыка имела очень богатую историю, но до определённого времени она не рассматривалась композиторами, как отдельный жанр, т.к. на тот момент в мире господствовала музыка вокальная, и роль музыкальных инструментов заключалась в том, чтобы “поддержать” певца и не дать ему выпасть из тональности. Инструментальной музыке понадобилось 150 лет для того, чтобы её признали, как отдельный жанр и отдельный предмет. Случилось это благодаря 5 основным факторам: Композиторы открыли индивидуальность музыкальных инструментов Популярность танца Универсальность лютни Изобретение новых инструментов Музыкальные эксперименты композиторов Как было замечено ранее, инструментальная музыка зародилась задолго до эпохи Возрождения, однако, она не существовала отдельно от вокальной музыки. В эпоху позднего Средневековья и раннего Ренессанса, музыкальные инструменты играли ту же мелодию, что пел певец. Музыкальный инструмент не рассматривался, как ключевой, индивидуальный компон